Тайцзи Танланцюань

Статья любезно предоставлена Ильей Профатиловым.
(Оригинал данной статьи можно найти по адресу http://php.indiana.edu/~iprofati/history.html)

Много легенд и историй рассказано китайскими мастерами стиля Богомола о его происхождении и основателе Ван Лане. Некоторые факты среди этих историй могут рассматриваться как действительно имевшие место, однако большинство из них явились результатом сложения устных преданий, передававшихся из поколения в поколения мастерами стиля Богомола. В первую очередь я хотел бы представить мои переводы самых ранних и наиболее интересных версий истории возникновения стиля и затем сравнить их с некоторыми историческими фактами для с целью внести некоторую степень ясности в вопрос о происхождении стиля Богомола.


Легенда, описанная Великим Мастером стиля Мэйхуа Тайцзи танлан цюань Хао Хэнлу (1875/1887-1945?) в главе 9 его неопубликованной рукописи "Трактат о Мэйхуа Тайцзи Танланцюань" написанной в 1926 году
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Если говорить о стиле Богомола, то его основателя и патриарха звали Ван Лан. Однако точно неизвестно, когда он жил и из какой семьи вышел, но, конечно, его семья не была богатой. Ван Лан был выдающейся личностью и был известен своим увлечением боевыми искусствами. Он много путешествовал по Поднебесной [Китаю], изучая различные стили единоборств и имел много друзей искусных в боевых искусствах. Однажды, во время праздника середины осени Ван Лан отправился в пешее путешествие по горам Лаошань. Он смотрел на простирающиеся над ним великолепные отвесные скалы и беспредельные реки, протекающие внизу, и изумлялся этими громадными просторами. Из-за своей любознательности он решил подняться еще выше. Идя по извилистой и крутой тропинке ведущей наверх, он неожиданно услышал тихий звон колокольчиков, раздающийся откуда-то неподалеку.

Продолжая двигаться по тропинке, Ван Лан вскоре вышел к древнему храму, жилищу отшельников. Он решил войти и попросить немного воды и пищи. Первым, что он увидел, были монахи-даосы, занимающиеся боевым искусством на главной площади храма. Ван Лан насчитал около шестидесяти положений, никогда не виденных им ранее. Он задал монахам вопрос, но никто не удостоил его ответом. Тогда он спросил снова, но ответом ему было лишь безмолвие, прерываемое иногда звуками их передвижений. В конце концов Ван Лан решил привлечь внимание одного из практикующих, схватив его за руку. Монах очень рассердился на такую бестактность непрошеного гостя и полное отсутствие хороших манер и набросился на Ван Лана со сжатыми кулаками, готовый проучить его. Однако монах был мгновенно повержен быстрой ответной реакцией Ван Лана. Дюжина монахов ринулась помогать своему религиозному брату, но они также все потерпели неудачу. Монахи стали кричать и звать настоятеля монастыря.

Когда настоятель пришел, Ван Лан объяснил, что он просто хотел попросить немного воды и пищи и не имел никаких плохих намерений. Настоятель ответил: "Все эти люди являются моими учениками, и я очень пристыжен их неудачей, не можете ли Вы не отказать мне в поединке?" Ван Лан согласился и проиграл бой. Он получил представление о всей глубине мастерства настоятеля и немедленно покинул храм. Зайдя глубоко в лес Ван Лан решил отдохнуть. Он лег и стал размышлять о своем неудачном бое и причинах, по которым он потерпел поражение. Неожиданно на ветви дерева он увидел двух белых богомолов. Один из них удерживал в своих передних лапах какое-то насекомое, а другой пытался отобрать жертву. В течение этого боя один из богомолов атаковал, а другой прыгал из стороны в сторону, уклонялся и контратаковал с молниеносной скоростью. Ван Лан полностью сосредоточился на этом бое и неожиданно осознал скрытые принципы удивительной подвижности и ловкости атак богомола, контратак и движений.

Он немедленно вернулся в даоский храм и вступил в поединок с настоятелем. Как только преподобный настоятель увидел, что техника работы рук у Ван Лана значительно отличается от предыдущей, и почувствовал, что на этот раз Ван Лан победит, он спросил о происхождении такой техники. Но Ван Лан продолжал бой в полном молчании. Настоятель снова задал вопрос, но ответа не получил. Только когда Ван Лан выиграл бой, он рассказал настоятелю о причинах своего успеха. Настоятель тут же послал своих учеников в лес для того, чтобы они поймали с десяток пар богомолов. Когда насекомые были доставлены, они были помещены на стол, и их заставили сражаться друг с другом.

Действуя таким способом Ван Лан и настоятель потратили много времени изучая движения и положения богомолов, сражающихся в смертельном бою. После этого два мастера создали новую, секретную технику боя, существенно отличающуюся от всех остальных. Позже Ван Лан сказал настоятелю: "Не смотря на то, что мы вместе создали новую систему боя, мы не должны забывать об источнике наших знаний. Если бы богомол, борясь за пищу и существование, не открыл бы нам своих секретов, мы никогда бы не создали новый стиль". И настоятель ответил: "Ты прав! Для того, чтобы увековечить в памяти источник, мы назовем этот стиль "Вратами Богомола". Ван Лан и настоятель развили двенадцать качеств - ведущих принципов техники боя богомола: чжан (zhan - контактирование), ниань (nian - прилипание), бан (bang - связывание), тие (tie - "приклеивать" / надавливание), лай (lai - внедрение), цзяо (jiao - провоцирование), шан (shun - перемещение), сун (song - "усаживание"), ти (ti - поднятие), на (na - захватывание), фэн (feng - закрытие), би (bi - запирание). Они также создали базовые комплексы техники Богомола, такие как: Бэнбу (Обрушивающийся шаг), Ланьцзе (Перехват), Бачжоу (Восемь локтей), Мэйхуалу (Цветок сливы) и Бай Юань Тоу Тао (Белая обезьяна хватает персик). Однако долгое время этот стиль оставался привилегией лишь даоских монахов религиозной общины Лаошань и сохранялся как часть секретного учения даосов.

Остаток своих дней Ван Лан прожил в даоском храме, занимаясь саморазвитием, совершенствованием стиля Богомола и следуя пути Дао ..."

вверх

Легенда, описанная Великим Мастером стиля Богомола Шести Координаций Дин Чжичэнем (1851 - 194?) и впервые записанная его учеником Великим Мастером Чэнь Юньтао (1906 - 1978) в его неопубликованных материалах, озаглавленных "Короткий трактат о стиле Богомола"
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Во времена династии Сун, известный основатель стиля Тунбэй Хань Тун как-то раз сражался с человеком по имени Ван Лан. После нескольких попыток выиграть, закончившихся неудачей, Ван Лан проиграл бой. Пребывая в подавленном состоянии Ван Лан пошел прочь пока не достиг заросших тростником болотистых мест. Там он опустился в траву, испытывая мучения от горьких мыслей по поводу своего поражения.

Неожиданно внимание Ван Лана привлекла ядовитая змея, которая приподняла свою голову и ползла по направлению к богомолу, возвышавшемуся над травой и опавшей листвой. Как только змея настигла богомола, она остановилась и замерла в неподвижности, стараясь загипнотизировать насекомое. Богомол поднял вверх свои передние крюкообразные лапки с острыми как бритва выступами и стал ждать нападения. Змея яростно набросилась, нанеся молниеносный удар головой. Но богомол поймал одной своей крюкообразной лапкой язык змеи и контратаковал другой ее глаз. Змея сделала несчастную попытку покинуть место битвы, но ей не удалось достигнуть этого, и она лишь беспомощно извивалась. Находясь под сильным впечатлением этого боя, Ван Лан достиг просветления и разработал технику работы рук сражающегося Богомола, и в итоге нанес поражение Хань Туну"

вверх

... Легенда описанная Великим Мастером стиля Богомола Восьми Шагов Вэй Сяотаном (1901 - 1984) в его неопубликованной книге "Тайный книжный шкаф практики богомола"
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Основателем стиля Богомола бал Ван Лан из округа Цзимо провинции Шаньдун. Он также имел даоское имя Ye You Shan Ren. Ван Лан был самым крепким и талантливым ребенком в семье и с раннего возраста он проявлял большой интерес к боевым искусствам, но он не мог найти хорошего учителя. Однажды Ван Лан услышал о даоском мастере Ю Хуа Чжэнь Жень (Yu Hua Zhen Ren), признанном эксперте в боевых искусствах. Ван Лан отправился в горы Лаошань где в монастыре Предельной Чистоты (Shang Qing Gong) жил почтенный даоский мастер. Ван Лан стал его учеником и в течение нескольких лет, под его руководством, изучил технику даоского стиля Тайгун цюань (Tai Gong Quan).

После завершения своего обучения Ван Лан, следуя совету своего учителя, отправился в путешествие по всему Китаю для того, чтобы посетить других мастеров боевых искусств, в целях совершенствования своего собственного мастерства. Во время своего путешествия Ван Лан достиг монастыря Шаолинь, но в поединке с монахами потерпел поражение. С сожалением о случившемся Ван Лан покинул монастырь. Он шел через лес, когда решил немного отдохнуть под ивовым деревом. Внезапно Ван Лан услышал странный шум, поднял голову и увидел богомола ловящего цикаду. Изумленный умениями богомола, Ван Лан поймал его и вернулся в горы Лаошань, где в течение нескольких лет он наблюдал за движениями насекомого, дразня его маленькой веточкой. Вскоре Ван Лан достиг просветления и создал новый стиль Богомола, теорию о двенадцати основных принципах, теорию восьми жестких и двенадцати мягких техник. Ван Лан также заимствовал лучшие техники из семнадцати стилей и включил их в стиль Богомола, основав все это на движениях ног и шаге обезьяны.

Когда новый стиль был полностью разработан во всех своих аспектах, Ван Лан передал его технику и теорию своим лучшим ученикам - даосам Ю Чжоу (Yu Zhou Dao Ren) и Шэнь Сяо (Shen Xiao Dao Ren).

Говорят, что потом Ван Лан принял участие в восстании тайного общества против маньчжурских завоевателей, однако вся его группа была убита, и только он один избежал этой участи. Когда Ван Лан вернулся в горы Лаошань, маньчжурские солдаты уже были там. Вместе со своим даосским учителем Ю Хуа Чжэнь Жень (Yu Hua Zhen Ren) он покинул Лаошань и отправился в горы Куньлунь (Kun Lun Shan), где и прожил как отшельник до конца своих дней, продолжая самосовершенствоваться."

вверх

Легенда, рассказанная Великим Мастером стиля Мэйхуа Танлан Ли Куньшань (Li Kun Shan 1894 - 1976), и записанная его учеником Ли Хонцзе (Li Hong Jie).
(перевод на английский впервые выполнен Ильей Профатиловым)

"Основателем стиля Богомола является Ван Лан. Ван Лан родился и вырос в деревне Лун Бао (Long Bao) округа Цзи Мо (Ji Mo) в провинции Шаньдун (Shan Dong). Самый богатый помещик деревни - Wang Man Tang - был известен своим состраданием к окружающим и сочувствием ко всем жителем деревни и Ван Лан был его единственным сыном. По этой причине вся родительская любовь и забота Ван Маньтан (Wang Man Tang) была направлена на обучение своего сына в лучших традициях конфуцианства. И это было просто осуществить главным образом благодаря выдающимся талантам Ван Лана. Когда Ван Лан освоил курс классики конфуцианства и достиг высокого уровня в искусстве поэзии, его отец, для развития в своем сыне личности с хорошим кругозором, пригласил мастера боевых искусств обучать Ван Лана. Однако процесс обучения был прерван вторжением маньчжурских войск. Все родственники Ван Лана погибли в борьбе с маньчжурами а он, смертельно раненный, был выброшен в реку. Но, Ван Лан был рожден под счастливой звездой, потому что вскоре его подобрал буддийский монах Шаолиньского монастыря Тун Чань (Tong Chan Shang Ren). Тун Чань заботился о Ван Лане в течение всего пути до Шаолиньского монастыря, где передал его на попечение монахам, искусным в траволечении. Через короткий промежуток времени Ван Лан выздоровел и был принять в буддистскую Сангху (религиозная община и братство буддистских монахов).

После семи лет жизни в монастыре Ван Лан освоил искусство боя и одержал победу над всеми монахами за исключением старшего монаха, который был лучшим воином в монастыре. Разочарованный, Ван Лан шел по лесу, когда неожиданно услышал громкие звуки, издаваемые цикадой откуда-то с дерева. Подойдя поближе, он увидел богомола, который поймал цикаду своими передними ножками. В этот самый момент Ван Лан достиг просветления. Он поймал богомола и вернулся в монастырь. Там он нашел тихое место, взял ветку и стал дразнить насекомое. Как только богомол видел нового врага, он захватывал ветку и растерзывал ее.

Потратив много дней, Ван Лан изучил движения передних лап богомола, их атакующую и защитную технику, и стал разрабатывать свой собственный стиль. Однако Ван Лан не был удовлетворен тем, как насекомое передвигается, и решил перенять технику передвижения у больших обезьян.

Дополнительно Ван Лан решил заимствовать семнадцать различных боевых техник из семнадцати стилей, которые он изучил в монастыре.

Через несколько лет Ван Лан завершил создание нового стиля и назвал его стилем Богомола. Теперь он смог одержать победу над старшим монахом, и тот позвал настоятеля. Настоятель был удивлен, увидев такой значительный и многообещающий стиль, и отправил Ван Лан в путешествие по Китаю - посетить известных мастеров боевых искусств и развивать дальше стиль Богомола. Ван Лан посетил много мастеров, но никто не смог победить его в поединке. Остаток своих дней Ван Лан провел в горах Лаошань в провинции Шаньдун, где он и передал свой стиль Богомола даосскому мастеру Шэнь Сяо (Shen Xiao Dao Ren)."

вверх

Существует еще несколько легенд, которые в основном описывают схожую историю. Самой известной из них является история особенно популярная среди последователей Семизвездного Богомола в традиции Ло Гуанъюя (Luo Guang Yu 1888- 1944), которых очень много в Гонконге и США. Она может быть найдена в любой книге, статье или на любой веб-странице посвященных Семизвездному Богомолу. Эта история была рассказана Великим Мастером Ло Гуанъю и впоследствии записана его известными учениками Чжао Чжимином (Zhao Zhi Min) и Хуан Ханьсуном (Huang Han Xun). Ее содержание близко к легенде, рассказанной Великим Мастером Ли Куньшанем (Li Kun Shan).

Сейчас я проанализирую все истории и сопоставлю их с некоторыми случайными историческими датами. Невозможно точно сказать, когда жил Ван Лан, но существуют два основных периода в китайской истории, о которых наиболее часто говорят как о времени, когда Ван Лан развивал Стиль Богомола: династия Сун (Song 960 - 1279) и конец династии Мин (Ming 1368 - 1644) - начало династии Цин (Qing 1644 -1911). Однако, наиболее вероятно, Ван Лан жил (если он когда-либо существовал) в начале династии Северная Сун (Northern Song 969-1126), в первую очередь в силу существования одного источника, независимого от передаваемых из поколений в поколения историй стиля Богомола. Этим источником являются две уцелевшие от огня книги из монастыря Шаолинь, подожженного китайскими военными в 1928 году. Первая называется "Записи монастыря Шаолинь" а вторая "Записи о боевом искусстве Шаолиня". Обе книги содержат некоторые данные о важных событиях, происходивших в монастыре в начале династии Сун.

В "Записях Шаолиньского монастыря" говориться:

"... Настоятель Шаолиньского монастыря Фу Цзу (Fu Ju) пригласил восемнадцать мастеров восемнадцати школ боевых искусств посетить монастырь, чтобы продемонстрировать свое мастерство и в течении трех лет обучить шаолиньских монахов своему искусству для того, чтобы взять все лучшее от каждого мастера и объединить их опыт в руководствах по боевому искусству Шаолиня ...".

В рукописной копии "Записей о боевом искусстве Шаолиня" говориться:

"Во время династии Сун настоятелем монастыря был великий монах Фу Цзу (Fu Ju). Его добродетель была высока и репутация значительна. Он постиг Будду, воинские искусства, медицину, литературу. Его имя было известно в любом месте между пределами Неба и Морей. Для того, чтобы усовершенствовать боевое мастерство братства монахов, он пригласил великих мастеров восемнадцати школ боевых искусств прибыть в Шаосы (Шаосы - это место, где расположен монастырь Шаолинь). Преследовалось две цели: первая - обучить монахов боевым искусствам, и вторая - продемонстрировать свое искусство и изучить сильные стороны друг друга для того, чтобы компенсировать свои слабые стороны..."

Какие мастера были приглашены настоятелем Фу Цзу в монастырь и какие стили они представляли? Позднее в некоторых записях говориться, что этими стилями были:

"...Первоначальный и важный стиль Длинный Кулак императора Тай Цзу (основатель династии Сун Чжао Куан Инь (Song Zhao Kuang Yin)), оригинальный стиль Тонбэй мастера Хань Туна, особенно секретная техника рук "Чань Фэн" мастера Чжан Ена, в высшей степени поразительный стиль Коротких Ударов мастера Вэнь Юаня, изумительно хороший стиль Close Range Strikes мастера Ma Ji, процветающий стиль кулак Обезьяны мастера Сунь Хэна (Sun Heng), невозможно приблизиться к мастеру Хуан Юю (Huang You), владеющему техникой "Kao Shen", техника ладоней "Мень Чжан (Mien Zhang)" мастера мень Шэня (Mien Shen) быстра как молния, техника "Кэ Шоу Тон Цюань (Ke Shou Tong Quan)" мастера Цзинь Сяна (Jin Xiang), техника зацепов и бросков "Гоу Лоу Тань Шоу (Gou Lou Tan Shou)" мастера Лю Сина (Liu Xing), техника уходов, проникновений и ударов "Гун Лоу Гуань Е" (Gun Lou Guan Er)" мастера Тань Фана (Tan Fang), техника захватов и падений "Чжань На Де Фа (Zhan Na Die Fa)" мастера Янь Цина (Yan Qing), техника сильнейших ударов ногами утки-мандаринки "Юань Янь Цзяо (Yuan Yan Jiao)" мастера Линь Чона (Lin Chong), семь форм техники непрерывных ударов ладонями "Ци Ши Лянь Чжан (Qi Shi Lian Zhang)" мастера Мэн Су (Meng Su), техники взрывных ударов в "пустые" части тела "Ву Ли Рао Чуй (Wo Li Pao Chui)" мастера Цуй Ляня (Cui Lian), техника захватов руками и заплетания рук противника "Кунь Лу Чжень Жу (Kun Lu Zhen Ru)" мастера Ян Гуня (Yang Gun), техника Богомола мастера Ван Лана, которая впитала и уравновесила все семнадцать техник и техника бросков и сокрушения "Шуай Люэ Ин Бэн (Shuai Lue Ying Beng)" мастера Гао Хуэй Дэ (Gao Hui De) собранные вместе Чаньским мастером Фу Цзу из монастыря Шаолинь."

Профатилов Илья

Hosted by uCoz